Меню

ОРКиСЭ

ОРКСЭ

Об особенностях  введения комплексного  курса «ОРКСЭ» в образовательные учреждения Дергачевского  района

Важнейшей целью современного образования и   одной из приоритетных  задач общества и государства является  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к дру­гим культурам, готовность и способность к диалогу и сотруд­ничеству, что подразумевает овладение знаниями об осо­бенностях национальных культур, культурологических осно­вах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поко­лением нравственных ценностей, обеспечивающих обще­ственно значимую мотивацию поведения и поступков, ори­ентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

    В соответствии с поручением Президента РФ Дмитрия Медведева от 02 августа2009г  №Пр-2009 с 2012года во всех субъектах Российской Федерации вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который состоит из 6 модулей. Данный курс рассчитан на 34часа и предназначен для обучающихся 4-5классов.

  Преподавание ОРКСЭ в ОУ  осуществляется с нормами законодательства РФ: Конституцией РФ, Законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях».

Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с  федеральным государственным  образовательным стандартом,  в рамках  новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры», существенной характеристикой которого являются  требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и  социализации в будущем.

   Целью комплексного курса является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

               Задачи:

  • Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

      Курс является культуроведческим и направлен на развитие у школьников  4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание модулей  в  ОУ Дергачевского района в 4 классах распределилось следующим образом, всего 202 учащихся: «Основы светской этики» -24 ученика(12%); «Основы православной культуры» - 59учеников (29%);  «Основы мировых религиозных культур» 84 ученика(41%); «Основы исламской культуры»-35 учеников (18%).

В трех пилотных школах ОРКСЭ введен в 5 классах. Всего обучающихся 77 человек. Среди них выбор модулей распределился  следующим образом: «Основы светской этики» -32 ученика(42%); «Основы православной культуры» - 36 учеников (47%);  «Основы мировых религиозных культур» 4 ученика (5%); «Основы исламской культуры»-5 учеников (6%).

     26 педагогов из 20 ОУ района прошли курсы повышения квалификации, дающие право на преподавания курса ОРКСЭ. Преподавания модуля осуществляется как учителями начальных классов, так и учителями- предметниками

     Во  всех  образовательных учреждениях разработан план мероприятий по внедрению курса ОРКСЭ на 2012-2013учебный год, создана нормативно-правовая база (приказы министерства образования и науки РФ, приказы министерства образования Саратовской области, муниципальные приказы по данному курсу).

     В каждом ОУ в наличии имеются заявления родителей, на согласие введение того или иного модуля, а также протоколы родительских собраний.

     На начало учебного года, по введению курса ОРКСЭ,  на основании протокола родительских собраний, изданы соответствующие  приказы  директора образовательного учреждения:

  1. Приказ, регламентирующий введение курса (кадровый состав, организация контроля за введением курса)
  2. Об утверждении УМК
  3. Об утверждении рабочей программы, обеспечивающей реализацию курса
  4. О внесении изменений в должностные инструкции педагога, преподающего курс.

     При организации изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах необходимо учитывать следующее.  С 2012-2013 учебного года курс ОРКСЭ включен в федеральный компонент базисного учебного плана (начальное общее образование, 4 класс) в объеме 34 часа (1 час в неделю в течение всего учебного года).  

Приказом министерства образования Саратовской области от 06.04.2012 г. № 1139 внесены соответствующие изменения в региональный базисный учебный план, фрагмент на слайде

Фрагмент примерного учебного плана

для образовательных учреждений Саратовской области

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(4 класс)

 

Учебные предметы
Кол-во часов
в неделю
в год
Федеральный компонент
 
 
Русский язык
4
136
Литературное чтение
3
102
Иностранный язык
2
68
Математика
4
136
Окружающий мир (человек, природа, общество)
2
68
Искусство (Музыка и ИЗО)
2
68
Технология (Труд)
2
68
Физическая культура
3
102
Основы религиозных культур и светской этики
1
34

Итого:

23
782
Региональный компонент при 6-ти дневной учебной неделе
1
34
Компонент образовательного учреждения при 6-ти дневной учебной неделе              
2
68
Предельно допустимая нагрузка при 6-ти дневной неделе
26
884
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения при 5-ти дневной учебной неделе
0
0
Предельно допустимая нагрузка при 5-ти дневной неделе
23
782

 

При организации изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 5 классах и формировании учебных планов основного общего образования образовательных учреждений, которые с 1 сентября 2012 года приступают к реализации ФГОС основного общего образования в пилотном режиме (МКОУ СОШ №1, МКОУ СОШ№2, МКОУ СОШ п.Мирный), необходимо учитывать, что введение курса ОРКСЭ в рамках реализации ФГОС начального и основного общего образования предполагалось «на стыке» начальной и основной ступеней в 4 и 5 классах.

   Поэтому в примерных учебных планах ОУ – начального (4 класс) и основного (5 класс) общего образования – на его изучение отводится соответственно 17 и 17,5 часа в год.

 

Фрагмент примерного учебного плана

основного общего образования

на 2012-2013 учебный год

(5 класс)

Предметные области
Предметы
Количество часов
в неделю
в год
Обязательная часть
 
 
Филология
Русский язык
5
175
Литература
3
105
Иностранный язык
3
105
Математика и информатика
Математика
5
175
Общественно-научные предметы
История
2
70
Обществознание
1
35
География
1
35
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы религиозных культур и светской этики
1
35
Естественнонаучные предметы
Биология
1
35
Искусство
Музыка
1
35
Изобразительное искусство
1
35
Технология
Технология
2
70
Физическая культура и ОБЖ
Физическая культура
3
105

Итого

29
1015
Часть, формируемая участниками образовательного процесса при 6-ти дневной неделе
3
105
Предельно допустимая нагрузка при 6-ти дневной неделе
32
1120
Часть, формируемая участниками образовательного процесса при 5-ти дневной неделе
0
0
Предельно допустимая нагрузка при 5-ти дневной неделе
29
1015

 

    Учителями, преподающими курс ОРКСЭ, составлена рабочая программа по изучаемому модулю, которая утверждается руководителем ОУ . В учебно-тематических планах отражены темы курса, последовательность их изучения, формы обучении, кол-во часов, представлен в виде таблицы. При заполнении календарно-тематического планирования следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.  В журналах прописаны темы урока в соответствии с программой. Все задания, вопросы по домашнему заданию прописаны в соответствии  методическим рекомендациям. В библиографическом списке рабочей программы необходимо выделять издания, предназначенные для педагога, учащихся.

Важно отметить, что  при ведении данного курса оценки учащимся не ставятся. Но, в ОУ должно быть разработано Положение об оценивании данного курса. Каждый блок или тема модулей может завершаться созданием проектов либо индивидуальное, либо коллективное творчество.

 Все школы района оснащены учебными пособиями, в соответствии с выбранными модулями: учебники по каждому модулю, электронные приложения, книга для учителей. Методическая система учебников ориентирована на развитие у младших школьников умения самостоятельно анализировать и рассуждать, формировать интерес к познанию, изучению основных понятий этики, а учителю помогает создавать на уроке атмосферу открытия и удивления, отрабатывать навыки учебной самостоятельности.

Немаловажный аспект по данному вопросу – информация о курсе ОРКСЭ на школьном сайте. Работа должна быть налажена и в системе. Здесь необходимо отразить информацию о введении и реализации курса в ОУ (протокол родительского собрания, учебный план, локальные акты, УМК, конспекты уроков, отчеты о проведенных мероприятиях в рамках данного курса).

В рамках введения данного курса желательно заключить договора с учреждениями культуры, дополнительного образования, общественными организациями о совместной реализации содержания курса ОРКСЭ. План совместной работы с храмом, мечетью.

С целью оценки качества преподавания курса ОРКСЭ  в период октябрь-ноябрь 2012года, в соответствии  с планом работы управления образования, в 10 образовательных учреждениях района  методистами ИМО были посещены уроки. В результате установлено, что педагоги владеют содержанием программы, учебного материала по модулю, учебника для детей и родителей, хорошо разбираются в навигации электронного учебного пособия, используют дополнительный материал сверх программы. Большинство педагогов проявляют творчество при проведении динамических пауз, физминуток, презентаций к урокам, используют ресурсы интернет, где находят необходимые песни, репродукции мультфильмы, видеоролики.

На занятиях по курсу ОРКСЭ обучающиеся показали глубокие знания фактического материала, они с удовольствием приносят на каждый урок дополнительную информацию, помогают учителю при объяснении нового материала. Педагогами учитывается жизненный опыт обучающихся, осуществляется связь с практическими умениями детей. Во всех классах, ребятами ведутся словари, куда они записывают новые слова, термины и понятия.

Изучение курса ОРКСЭ помогает сплочению членов семьи, классного и школьного коллектива, воспитывает в детях  человеческие качества, основанные на  морально-нравственных  законах жизни общества, расширяет кругозор обучающихся, помогает формировать культурологическую личность. Наблюдения на  уроках показали, что при использовании педагогами  разнообразных форм и видов  учебной деятельности, в процессе преподавания модуля,  происходит целенаправленное включение обучающихся в обсужде­ние и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственно­сти в контексте отечественной культурной традиции; создаются  условия для позитивной самостоятельной де­ятельности обучающихся, формируются умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В результате проведенного анкетирования среди родителей учащихся 4 классов (53 человека) по введению данного курса, выявлено: 100%-ожидание по итогам освоения курса ОРКСЭ – формирование целостного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; все родители разделяют цели и задачи курса; 83% считают, главным основанием при выборе модуля - повышение нравственности, развитие способностей к общению в многорелигиозной среде; 17%-возможность достижения ребенком личностных образовательных результатов.100% уверены, что изучение данного предмета повлияет на ситуацию в обществе, увеличится согласие, понимание и уважение к ценностям других. Данные анкетирования, опросов учителей данного курса еще раз подтверждает, отсутствие разобщенности обучающихся, родителей, учителей по религиозным основаниям, а также наблюдается активное участие родителей совместно с детьми в мероприятиях, предусмотренных ОРКСЭ. Но вместе с тем, родителей волнует форма преподавания курса, как обязательного предмета, 28 % опрошенных родителей предпочли бы изучение данного курса их детьми факультативно, учителями высказывается мнение, что распределение часов обучения между 4 и 5 классом не совсем удобно.            

В соответствии  с приказом управления образования «Об организации методической работы на 2012-2013 уч. год» создано и достаточно активно действует районное методическое объединение преподавателей ОРКСЭ, главной целью которого является совершенствование профессионально-педагогической компетентности учителей по все модулям комплексного курса ОРКСЭ.  8.11.2012 года было проведено  заседание РМО. На заседаниях педагоги представили первый опыт преподавания курса "ОРКСЭ", рассказали о наиболее удачных приемах и методах: исследовательская работа с текстом, групповая работа, дискуссия, продемонстрировали творческие работы учащихся, совместные работы детей и родителей.

Необходимо отметить, что все участники апробации оценили большую роль изучения курса в воспитании обучающихся. Нужно помнить, комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»  даёт возможность стать той самой основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках нового ФГОС.

Мы желаем всем успехов в изучении нового курса ОРКСЭ и надеемся, что данный курс после успешного проведения апробации останется в школьной программе.

Приказ "О внесении дополнений в должностную инструкцию учителя, приподающего курс ОРКиСЭ"

Должностная инструкция ОРКиСЭ

Конспекты уроков

Презентации к урокам

Рабочии программы

Видео материалы к урокам

Учебники 

Методика преподавания ОРКиСЭ